Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников по фгос. Формирование связной речи посредством наглядного моделирования

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Речь - великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»

Р. Эмерсон.

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  1. во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  2. во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  3. в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".

Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.

Что же делать?

Как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы ?

Что же такое модельные схемы?

Это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования.

Что же такое моделирование?

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.

Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.

Моделирование достаточно распространено в различных областях научного знания, в том числе в специальной педагогике, которая разрабатывает теоретические и практические, аспекты образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии. Следовательно, моделирование в специальной педагогике представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких либо явлений, предметов или систем объектов. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия.

Метод наглядного моделирования

Использование метода наглядного моделирования дает возможность:

  1. самостоятельного анализа ситуации или объекта;
  2. развития децентрации (умения менять точку отсчета, делать централизованной);
  3. развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  1. пересказ;
  2. составление рассказов по картине и серии картин;
  3. описательный рассказ;
  4. творческий рассказ.

Элементы модели

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  1. геометрические фигуры;
  2. символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  3. планы и условные обозначения, используемые в них;
  4. контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры , своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов .

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

  1. предметные картинки;
  2. силуэтные изображения;
  3. геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Применение метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Пересказ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

  1. усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
  2. формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
  3. передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п.

Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки педагогом.

Пиктогра́мма - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т.д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

Рассказ по сюжетной картинке

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

  1. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  2. определение взаимосвязи между ними;
  3. объединение фрагментов в единый сюжет.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Рассказ – описание пейзажной картины

Особым видом связного высказывания являются рассказы - описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

  1. выделение значимых объектов картины;
  2. рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
  3. определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
  4. объединение мини-рассказов в единый сюжет.

“Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания , когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

Сравнительное описание предметов

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

  1. принадлежность к родовидовому понятию;
  2. величина;
  3. цвет;
  4. форма;
  5. составляющие детали;
  6. качество поверхности;
  7. материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
  8. как он используется (какую пользу приносит)?
  9. за что нравится (не нравится)?

По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

Творческий рассказ

Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.

Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:

  1. угадывание эпизода по демонстрации действия;
  2. рассказывание по демонстрации действия взрослым;
  3. Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
  4. ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается взрослым;
  5. взрослый предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
  6. конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
  7. ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;
  8. и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Творческая сказка по силуэтным изображениям

Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Взрослый задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели - обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее заместитель.

Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется взрослым, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.

Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:

  1. пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;
  2. творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.

Представленные приемы работы позволят повысить эффективность речи дошкольников, могут быть использованы в работе с детьми как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.



«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» «Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л.С.Выгодский. Л.С.Выгодский.


Пояснительная записка Ежегодная «стартовая диагностика» детей показывает, что даже при среднем уровне знаний, умений, навыков, у детей имеются определенные трудности в развитии внимания, памяти и особенно – речи. Именно эти составляющие имеют особое значение при переходе к школьному обучению. Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – достигнуть высокого уровня развития интегративных качеств ребенка, заложить «прочный фундамент» знаний и умений и навыков, с которыми выпускники ДОУ переступят порог школы и которые помогут им в успешном усвоении школьной программы. Эта задача решается педагогами на протяжении всего дошкольного детства ребенка. На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как по данным Л.С. Выгодского, В.А.Сохина, О.С. Ушаковой дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности.




Актуальность использования наглядного моделирования при формировании высших психических функций у детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, высшие психические функции формируются в процессе обучения и взаимодействия со взрослыми, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей, учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.


ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА: АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ И СОПОСТАВЛЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ: НАБЛЮДАТЬ, ВИДЕТЬ, СЛУШАТЬ, ДУМАТЬ, ВЛАДЕТЬ СИМВОЛАМИ


Новизна Дошкольники начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане, что свидетельствует об определенном уровне развития высших психических функций. Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т.д., педагог дает ребенку шаблон, используя который ребенок учится элементарному исследованию.




Основные задачи: способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, как способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для взаимодействия с окружающими людьми; сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении; развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; развивать умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.


Принципы: принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание работы по внедрению метода моделирования соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание работы по внедрению метода моделирования соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (решение поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближенному к разумному «минимуму»); соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (решение поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближенному к разумному «минимуму»); решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования; принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования; принцип динамичности (от самого простого до сложного) принцип динамичности (от самого простого до сложного)


ЭТАПЫ РАБОТЫ ЭТАПЫ РАБОТЫ Изучение научной литературы, которая характеризует речевое и творческое развитие дошкольников. Реализация модели построения системы педагогической работы по данной теме. Дифференциация в использовании видов игр, посредством которых будет проведена целенаправленная работа с детьми. Анализ предшествующей работы, форм и способов работы с детьми дошкольного возраста. Подготовка развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей.


Модель построения педагогического процесса Направления работы с родителями с педагогами -родительские собрания; -практикумы; - консультации; -литературные гостиные; -открытые занятия с участием родителей; - выпуск публикаций - консультации; - семинары-практикумы; - мастер-класс; - открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности с детьми с детьми Совместная деятельность Самостоятельная деятельность - непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию дошкольников (образовательные области «Коммуникация»; «Познание», «Чтение художественной литературы» в интеграции с образовательными областями «Социализация», «Художественное творчество»); - словесно-дидактические игры; - речевые игры; - игровые упражнения со схемами и моделями; -чтение (восприятие) художественной литературы; - составление совместно с детьми схем, мнемотаблиц и т.д. Игры детей с моделями и наглядными схемами, пиктограммами составление детьми схем, мнемотаблиц и т.д.


Виды детской деятельности Коммуникативная Коммуникативная Игровая Игровая Чтение (восприятие) художественной литературы Чтение (восприятие) художественной литературы Познавательно-исследовательская Познавательно-исследовательская Продуктивная Продуктивная


ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ З-4 ГОДА использование в речи простых и сложных предложений; договаривание стихов; пересказ текстов с помощью воспитателя СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ 4-5 ЛЕТ пересказ литературных произведений; сочинение рассказов по игрушкам, картинам; составление загадок. СТАРШИЙ ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ проявление интереса к самостоятельному сочинению; создание разнообразных видов творческих рассказов






Символические изображения предметов (силуэты, контуры, условные обозначения). Предметное моделирование - символические изображения предметов (силуэты, контуры, условные обозначения). Задание: придумать историю, опираясь на модель. Рассказ можно детализировать: дать описание предметов и внешнего вида людей и животных, назвать персонажей.


Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками Рассказ по сюжетной картинке Рассказ по сюжетной картинке В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин. В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин.






Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ, ПОГОВОРОК, ПОСЛОВИЦ Солнышко Чтоб скорей раскрылись почки У берез и тополей, Чтобы клейкие листочки Появились поскорей, Чтоб сочней была трава, Ярче неба синева, Светит солнышко вокруг – Наш горячий добрый друг


Предметно-схематическое Упражнения по распознаванию в абстрактных фигурах персонажей уже знакомых произведений Игра «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры» Задание: какие сказки могут обозначать эти фигуры? (»Три поросенка», «Три медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят»)






Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками Пересказ Пересказ Пересказ – самый простой из видов связанного высказывания, предполагает умение выделять основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии со схемой составлять рассказ. В качестве плана выступает наглядная модель. Сказка «Репка»



МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ (овощей, фруктов, ягод) Элементами модели становятся символы – заместители качественных характеристик объекта: принадлежность; величина; форма; цвет; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (польза); за что нравится? (не нравится)






Образовательная деятельность с дошкольниками для развития связной речи с использованием метода моделирования (при работе со сказкой) В работе с детьми 2 младшей группы следует использовать картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки. Дети младшего возраста с помощью схем могут рассказать следующие сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Каждый ребенок участвует на занятии, если не рассказывает, то читает схему, проговаривает строки, соотнося их с картинками. В средней группе для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок: «Зайкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко». Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными. С детьми старшего возраста с использованием схем можно провести следующие занятия: - рассказывание сказки «Как утенок заблудился»; - пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин»; - придумывание сказки «День рождения зайцы»; - составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес»


Ожидаемые результаты (к концу обучения в ДОУ подготовительной к школе группе) У детей сформированы связная речь, социальные навыки и привычки, необходимые для взаимодействия с окружающими людьми; Имеются навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении; развиты умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; развиты умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.

Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

· связные высказывания короткие;

· отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

· состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

· уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

· самостоятельного анализа ситуации или объекта

· развития децентрации (умения менять точку отсчета)

· развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

· пересказ

· составление рассказов по картине и серии картин

· описательный рассказ

· творческий рассказ

ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

· геометрические фигуры;

· символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

· планы и условные обозначения, используемые в них;

· контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры , своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т. п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов .

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

· предметные картинки

· силуэтные изображения

· геометрические фигуры

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

ПЕРЕСКАЗ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

· усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

· формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

· передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей.

и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т. п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом . Например, логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

· выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

· определение взаимосвязи между ними;

· объединение фрагментов в единый сюжет.

Поднялась как-то у Солнышка температура. Отправилось оно к врачу, а по дороге своими горячими лучами все задевало. Коснулось Солнышко снеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое облачко. Задело Солнышко сосульки на крыше, и закапали с них капельки, звонко зазвенели капели. Попал луч в снеговой сугроб, и появилась на этом месте проталинка. Коснулось Солнышко ветки дерева, и из набухших почек показались первые листики. А когда луч солнца дотронулся до птицы, она запела веселую песню. Оглянулось Солнышко, вокруг вместо зимы наступила на земле ВЕСНА.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т. п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины

Особым видом связного высказывания являются рассказы -описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

· выделение значимых объектов картины;

· рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

· определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

· объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т. п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: На болоте тихо, вода как черное зеркало, только кочки выглядывают из воды. Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идет дождик.

А вот рассказ с введением живых персонажей: На болоте тихо, вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик застыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летнему дождику.

Аналогично проходит работа по другим картинкам. “Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания , когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА.

Один из приемов обучения детей связному пересказу – работа с логопедическими сказками . Логопедическая сказка это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В. Волиной, А. Цыферова и т. п.). К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей.

Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.

Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:

· воспитатель читает сказку ребенку;

· ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно);

· затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки;

· воспитатель моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;

· ребенок пересказывает сказку по модели.

ОСА, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА КУСАТЬСЯ.

В нашем саду на кусте смородины осиное гнездо.

Там оса, она очень любит кусаться. Выйдет в сад девочка Соня. Оса сразу ее кусает. Соня бежит в дом и плачет. Выбежит в сад собака Спайк. Оса и его в нос укусит. Всем больно, а оса радуется. Тогда Сонина мама придумала. Она налила в миску сладкий смородиновый сок. Прилетела оса, попробовала сок и подумала:

Как вкусно! А я все время кусаю какие-то невкусные предметы. Не буду я больше кусаться. Лучше буду всегда пить этот сладкий сок.

С тех пор мама каждый день наливает для осы сладкий сок. И оса больше никого не кусает.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:

Где находилось осиное гнездо?

Кто жил в гнезде?

Почему все боялись осы?

Как можно назвать осу?

Что придумала мама, чтобы отучить осу кусаться?

А что бы сделали вы?

Какое еще название можно придумать для сказки?

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

· принадлежность к родовидовому понятию;

· величина;

· составляющие детали;

· качество поверхности;

· материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

· как он используется (какую пользу приносит)?

· за что нравится (не нравится)?

По данной модели, возможно, составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА

Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.

ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ

Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.

Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:

· угадывание эпизода по демонстрации действия;

· рассказывание по демонстрации действия взрослым;

Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

· ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается воспитателем;

· воспитатель предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;

· конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;

· ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, воспитателем задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;

· и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.

Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т. п.) Логопед задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. В темном лесу , в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки растет цветок… (затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель.

Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется логопедом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.

Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:

пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;

творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников

Консультация для воспитателей ДОУ


Место работы: МКДОУ детский сад "Берёзка" п. Лиственичный
Цель: внедрение в образовательный процесс современных технологий, направленных на развитие связной речи дошкольников.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух формах: диалогической и монологической. Каждая форма имеет свои особенности:
- Монолог содержит более полную формулировку информации, высказывание более развернуто.
- В диалоге речь не нуждается в развертывании мысли, может быть неполной, сокращенной, фрагментарной.
(на экране проецируется слайд № 3)
В общении ребенка со сверстниками и взрослыми связная речь занимает особое место, отражая логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.
В дошкольном возрасте у детей при построении связного высказывания наблюдаются трудности в составлении описательных и повествовательных монологов: нарушение логики, последовательности изложения, смысловые пропуски, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной.
Что же такое моделирование?
(на экране проецируется слайд №4)
«Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.
«Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.
"Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.
В чем особенность и значение моделирования?
(на экране проецируется слайд №5)
Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели - стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п. - дают возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.
Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания
А как утверждают психологи, ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.
Итак, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
(на экране проецируется слайд №6)
Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Сущность метода моделирования.
(на экране проецируется слайд №7)
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
(на экране проецируется слайд №8)
Предметные:
геометрические фигуры (на экран проецируется слайд № 9)
символические изображения предметов; (на экран проецируется слайд № 10)


опорные картинки; (на экран проецируется слайд №11)

Предметно-схематичные:
планы и условные обозначения, используемые в них; (на экран проецируются слайды № 12,13)



блок- рамка (на экран проецируется слайд №14)
Требования к модели:
- Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
- Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
- Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
- Облегчать познание.
Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах
Этапы работы с моделью:
1. Использование готового символа или модели.
2. Составление модели педагога совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания и может быть использовано в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
(на экране проецируется слайд № 15)
- пересказ; (на экране проецируется слайд № 16)
- составление рассказов по картине; (на экране проецируется слайд №17)
- описательный рассказ; (на экране проецируется слайд №18)
- творческий рассказ. (на экране проецируется слайд №19)
Закономерности формирования моделирования у дошкольников:
- Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни.
- Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер.
- Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений.
- Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д.
- Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения.
- Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план.

Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.
Так, Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Практическая часть.
Моделирование по сказке «Кот, петух и лиса».
1. Чтение сказки.
2. Беседа по сказке:
- Кто жил в домике?
- Что наказывал котик петушку, когда уходил в лес?
- Кто хотел утащить петушка?
- Какую песенку пела лисичка?
- Как петушок звал котика?
- Как котик спас петушка?
3. А теперь давайте поиграем в сказку. Посмотрите сколько у меня фигурок. (рассматривание и называние геометрических фигур) . Пусть квадрат будет избушкой в которой живут кот с петушком. Какая фигурка будет котиком? Почему котик – серый кружок? (Потому что котик такого же цвета – серый). Какая фигурка будет петушком? Почему петушок – это красный треугольник? (Потому что у петушка красный гребешок и красная бородка) . Кем же будет оранжевый треугольник? Почему лисичка – большой оранжевый треугольник? (Потому что лисичка рыжая и по размеру больше,чем петушок и котик).
4. Рассказывание сказки с использованием геометрических фигур
Жили в домике петушок и котик
(в квадрат помещаются круг, треугольник)
Ушел котик из домика на охоту.
(в квадрате остается треугольник, круг убирается)
А лиса тут как тут.
(рядом с квадратом выкладывается оранжевый треугольник)
Схватила лиса петушка и понесла.
(красный треугольник помещается на оранжевый)
Лиса несет петушка, а котик их догоняет.
(рядом с оранжевым треугольником выкладывается серый кружок)
Отнял котик петушка и принес домой.
(красный треугольник перемещаем на серый круг и выкладываем квадрат)
(дети по показу выполняют действия с геометрическими фигурами)
Игра с фигурками может продолжаться, пока сохраняется интерес.
5. Рассказывание сказки с опорой на рамки (слайд 14)

Салтанат Шаймерденова
Развитие связной и диалогической речи у дошкольников методом наглядного моделирования

Учить ребёнка рассказывать-значит формировать его связную речь . Происходит совершенствование всех сторон устной речи . Всё это необходимо для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей ,так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.

ЦЕЛЬ :формировать умение использовать метод наглядного моделирования во время рассказывания; развивать навыки связной речи дошкольников .

ЗАДАЧИ :

1. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.

2. Расширять словарный запас.

3. Развивать диалогическую и связную речь .

4. Развивать творческую речь (сочинение сказок, историй,стихов, придумывание загадок) .

5. Воспитывать уверенность в себе.

Предполагаемый результат : улучшение качества речи , расширение словаря, развитие уверенности в себе .

Действия и мероприятия,проводимые в процессе работы над темой.

чтение сказки;

драматизация; настольный театр;

пересказ сказки,рассказа;

рассказ по сюжетной картинке;

сравнительное описание предмета;

работа с моделями ;

ТРИ ВИДА МОДЕЛИРОВАНИЯ .

1. Сериационный (повторение сказки, драматизация,предлагаются условные заместители персонажей-круги,квадраты,прямоугольники).

2. Двигательный (более сложный вид; инсценирование сказки, подражание движениям,интонации, мимике).

3. Временно-пространственный. (ст. и подгот. гр.) Ещё более сложный вид. Если раньше было важно,чтобы дети «схватили» тот внешний признак,который выделялся как основной (цвет, размер, то основание,которое является для них отправной точкой для общения,чтобы строить логику сказки с помощью заместителей. Дальше предлагается более сложный признак-не наглядный , а связанный с характером персонажа. Если это добрый персонаж-то он может замещаться светлыми цветами – голубым,розовым,белым,а если-злой,то чёрным. Так постепенно дети знакомятся с «символической «культурой отражённой в сказках

ДЕМОНСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребёнка.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются :

Предметные картинки

Силуэтные изображения

Геометрические фигуры.

Дети рисуют сказку, делят её на эпизоды.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗКИ «ХАВРОШЕЧКА» .

1-расположить на магнитной доске фигурки-заместители персонажей;

2-решить,какая фигура кого будет изображать и почему.

3- разбить сказку на несколько эпизодов. Каждый из них направлен на продолжение сказки.

4- попросить рассказать об эпизоде в 3-й рамочке, 5-й и т. д.

Модель не давала детям забыть последовательность сказки.

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ .

Диалогическая речь является наиболее простым видом связной речи . Он представляет собой самый распространенный и естественно возникший способ живого и непосредственного общения между двумя людьми. Главная особенность диалога состоит в том , что каждый из его участников то говорит сам, то слушает своего собеседника. При этом само содержание диалога определяется не только первоначальным замыслом каждого его участников, но и характером реплик обоих собеседников. Благодаря таким репликам направление диалога , его содержание, могут существенно изменяться и отклоняться от первоначального замысла.

Диалогической речью ребенок овладевает непроизвольно, поскольку она тесно связана с его практической деятельностью и используется им для установления контакта и сотрудничества со взрослым в процессе игр и других занятий. Ребенок обращается к взрослым с различными вопросами и просьбами о помощи и старается понять их ответы, то есть этот вид речи ему жизненно необходим.

Особенности диалогической речи старших дошкольников выявила Н . Ф. Виноградова. К ним относятся :

Неумение правильно строить предложение;

Неумение слушать собеседника;

Неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса;

Неумение давать реплики;

Частое отвлечение от поставленного вопроса;

Не владение таким способом усложнения предложения, как обращение, редкое использование реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-дополнений.

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно , последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Процесс обучения должен быть для них интересным, занимательным, развивающим .

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи по мнению С . Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность .

МНЕМОТЕХНИКА – эффективный метод развития диалогической речи детей старшего возраста.

Словесные игры для развития диалогической речи .

1. Что в мешочке?

В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты, и т. д.) . Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает. Ребенок вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч. "Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол".

2. Что из чего сделано?

Взрослый (говорит ребенку) : В нашей комнате много предметов , все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан? (При обследовании некоторые дети ответили «Из досок» .)

Взрослый : Какой стол, если он сделан из дерева?

Дети : Деревянный.

Взрослый : Стакан из стекла?

Дети : Стеклянный.

Взрослый : Ключи из стали? Дети : Стальные и т. д.

3. Кто как работает?

Взрослый : Что делает врач?

Дети «скорой помощи» и т. д.

3. Кто как работает?

Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.

Взрослый : Что делает врач?

Дети : Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на «скорой помощи» и т. д.

4. Что я не так сказала?

Взрослый (ребенку) . Внимательно выслушай, правильно ли я называю домашних животных : корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц. (Ребенок исправляет ошибки.)

5. Придумай предложение.

Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать еще несколько, сочетающихся с данным.

Взрослый : «Солнце греет» .

Ребенок : «Солнце греет, птички поют» , «Солнце греет, снег тает» .

6. Скажи наоборот.

Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета.

Мама : Я вижу высокий дом.

Ребенок : Я вижу низкий дом.

Мама : У меня острый нож.

Ребенок : У меня тупой нож.

ВЫВОД. Чем раньше мы будем учить рассказывать и пересказывать, используя метод моделирования , тем лучше подготовим детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности к школьному обучениюЛитература.

1. Программа требования к развитию связной речи ---От рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,2014.

2. Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования . -Смышлеева Т. И.

3. Развитие связной речи детей дошкольного возраста . -Нищеева Н. В. «Детство» Пресс,2009.

4. О чём рассказывают сказки. Венгер Л. А, Венгер А. Л. -М.»Просвещение»,1975.

Воспитатель : ШАЙМЕРДЕНОВА С. Г

Июнь,2016 г.

Спасибо за внимание.

Статьи по теме: