Содержание эстетического воспитания младших школьников. Эстетическое воспитание младших школьников

Коршикова М.Г. МДОУ д/с «Лучик» воспитательг. Балашов
Эстетическое воспитание младших школьников.
Чудесный мир звуков и красок поэзии, красоты природы открывается только тому, кто любознателен и пытлив, кто чувствует потребность расширять и углублять знания, связанные с восприятием прекрасного, кто много читает, размышляет, наблюдает.
Не каждый человек может стать композитором, писателем, художником, но каждый может научиться любить, ценить и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в общественной жизни, в поступках человека, в быту. Однако прекрасное не только доставляет наслаждение, радует, вдохновляет на высокие добрые чувства и мысли, на большие дела и подвиги. Стремление к красивому в поведении, в быту, в одежде понимание красоты творческого труда неразрывно связано с правильными нравственными убеждениями с воспитанием хорошего вкуса. Умение чувствовать, понимать прекрасное не приходит само собой, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности, занимает важное место в общей системе воспитательного процесса в школе.
В чём же заключаются задачи эстетического воспитания? В том,чтобы средствами искусства оказывать благотворное влияние на мировоззрение, нравственные понятия, поведение детей; воспитывать способность замечать, понимать красоту в природе, в общественной жизни, в искусстве; развивать эстетический вкус, художественные способности детей, приобщая их к художественному творчеству.
Эстетическое воспитание школьников проводится на уроках чтения, русского языка, музыки, изобразительного искусства, на внеклассных занятиях, в кружках (изобразительного искусства, в музыкальных школах, актёрского мастерства).
Но и родители не должны оставаться в стороне от решения этих важных задач. В семьях, где это хорошо понимают, эстетическое воспитание детей начинается задолго до того, как они становятся школьниками.
Известный скульптор Конёнков писал: «Я никогда не вступил бы на путь искусства, если бы с детства не полюбил музыку. Впечатления детства во многом определяют будущее каждого человека. Это та чаша, из которой мы пьём самый благодатный и живительный напиток. Впечатления детства, так же как и годы учения, - фундамент сознательной жизни и память об этих чистых и светлых днях, - как кладовая, в которой хранится всё незабываемое».
Эстетическое воспитание книгой начинается в семье уже тогда, когда ребёнок, затаив дыхание, слушает первые сказки о репке, о козлятах, о красной шапочке. Сказочные образы, действуя на воображение ребёнка, вызывают в нём симпатию к смелым поступкам, любовь к животным, к природе, отвращение к злобному, низкому, прививает любовь к художественному слову. Чем старше становятся дети, тем большее значение приобретают художественные произведения как средства воспитания прекрасного, формирования убеждений.
Написано много книг о замечательных людях из мира искусства. Эти книги знакомят с самим творчеством художников, композиторов, писателей, с их лучшими произведениями искусства о которых они прочитали. Эстетическому воспитанию детей помогает музыка. Без музыки, песни жизнь не проходит ни в одном доме. Но что и как слушают, поют, танцуют? Вот что важно для воспитания хорошего музыкального вкуса». Если ты хочешь полюбить и понять музыку, - слушай её внимательно. И ты её обязательно полюбишь, постепенно ты научишься как бы незаметно для себя отличать хорошее от плохого. Так у тебя и появится хороший вкус».(Шостакович)
Нужно воспитывать любовь к прекрасному и через изобразительное искусство. Потребность рисовать проявляется у детей очень рано. Уже в дошкольном возрасте дети пытаются изображать то, что волнует их детское воображение. Первые «творческие муки», испытывают все маленькие рисовальщики, особенно когда видят, что на бумаге у них получается совсем не то, что подсказывает воображение. Даже самые неудачные детские рисунки нельзя называть «мазнёй», доказывать ребёнку, что его изображение ни на что не похоже. Младшие школьники с карандашом в руках учатся не только рисовать, но и наблюдать, замечать вокруг себя красоту, чувствовать особый прилив радости, бодрости, счастья при виде красивого вокруг себя. Пусть цветок, который пытался изобразить ребёнок, не очень напоминает розу. Но прежде, чем рисовать, ребёнок любовался ею, рассматривал оттенок цветов, вдыхая аромат. И это самое важное. Ведь художниками станут единицы. А вот людьми, которым доступна красота, должны быть все.
Эстетические чувства у ребёнка просыпаются в минуты, когда он переживает радость открытия, когда он радуется и пушистому снегу, и первому листочку на дереве, когда он счастливыми глазами следит за полётом птиц. Чем чаще он будет переживать такие минуты, тем восторженнее станет ко всему прекрасному. Возможность воспитывать у детей чувство прекрасного на лоне природы имеют все родители. Наблюдения в природе обостряют глаз, обогащают чувства юных рисовальщиков. У них возникает желание изобразить то, что они увидели и пережили. Некоторые родители не могут дать совет юным художникам. В этом большую помощь может оказать рабочая тетрадь по изобразительному искусству (В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина) изд. «Дрофа». Она адресована школьникам младших классов. Нельзя согласиться с теми родителями, которые говорят, что эстетическим развитием детей должна заниматься школа. Воспитывать в детях эстетические чувства, зажечь у них искру любви к прекрасному, может любая семья, где взрослые сами интересуются искусством, любят его.
Кино и театр любят все дети уже с дошкольного возраста. Здесь родителям нужно заботиться не столько о том, чтобы вызвать интерес к ним, сколько о том, чтобы педагогически правильно использовать их для воспитания. Хорошие спектакли и фильмы не только расширяют познания детей, но и учат их вглядываться в жизнь, заставляют осуждать недостойное в людях, окружающей действительности, показывают зрителям красоту, благородство мыслей, переживаний и поступков человека. Но чрезмерное увлечение кино и театром приносит вред, поскольку обилие впечатлений утомляет их нервную систему. А.С Макаренко рекомендовал родителям разрешать детям бывать в кино не более трёх раз в месяц, чтобы из-за кино не забывалась школьная работа, а также другие обязанности.
Успешное воспитание школьников нельзя представить без их творческой деятельности. Стремление к такой деятельности у детей появляется с ранних лет. Уже в дошкольном возрасте они начинают рисовать, лепить из пластилина, делают игрушки, заучивают наизусть стихи, танцуют, поют. Большинство детских игр связано с богатым творческим воображением. Дети с удовольствием принимают участие в классных часах, утренниках, посвященных народным традициям, родной природе в разные времена года, литературным произведениям, общечеловеческим понятиям доброты, вежливости. Классные часы разнообразны по форме - это беседы и устные журналы, шоу и КВНы, викторины и игры.
Танцуя, школьники развивают чувство ритма, пластичность, грациозность. Занимаясь пением, они совершенствуют свой слух, учатся глубже понимать музыкальные произведения, отличать плохую музыку от хорошей. Художественное чтение развивает речь школьника, обогащает его память, прививает вкус к чтению. В процессе занятий рисованием, лепкой, изготовлением игрушек школьники начинают чувствовать и лучше понимать красоту линий, гармонию красок. Если ребёнок увлекается каким-либо видом творчества, то родителям нужно поддерживать его, но не в ущерб урокам. В искусстве нет дороги без знаний, а поэтому нельзя забрасывать учебных занятий, увлекаясь первыми успешными шагами в кружке. И очень важно родителям найти ту меру похвалы одобрения, чтобы не вскружить ребёнку голову и не убить в нём интерес к художественной самодеятельности.
«Человек творит по законам красоты»,- говорил К.Маркс. Помните об этих словах, когда наблюдаете за работой детей, дайте им совет.
Таким образом, средства, методы и приёмы эстетического воспитания, которые родители могут использовать в семье, очень многообразны. Однако они требуют определённого уровня эстетического развития, правильного отношения к искусству и от самих родителей. Надо почаще обращаться к книгам, журналам, посещать лекции об искусстве.
Сегодня очень важно учитывать положительный опыт использования народного искусства, для того чтобы поставить «надежный заслон проникновению в молодежную среду безыдейности, пошлости, низкопробной духовной продукции».

Литература
1.Ефимова И.Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности. - М.: Журнал «Начальная школа: », 2000.- №1.
2. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М. 1984.
3.Исупова Л.С. Ж. « Начальная школа», 1996.- №2.
4.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в д/саду. М.Просвещение, 1990.
5.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев. 1979.
6.Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. – М. Просвещение. 1986.
7.Шпикалова Т.Я.- Журнал «Начальная школа», 1984.- №7.
8.Эльконин Д.Б. и др. Мир детства. Дошкольник. Издательство Педагогика.-1979.
9.Кузина В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл.- М. Просвещение,1979.

Эстетическое воспитание - одна из важнейших и необходимых сторон воспитания, поскольку обращено к душе человека, его чувствам, эмоциям. Чувства выступают как важнейшая сфера личностного проявления человека. В педагогической литературе сущность эстетического воспитания учащихся рассматривается как «целенаправленный процесс «перевода» эстетической культуры общества на уровень эстетической культуры личности (и процесс обратного обогащения общества уникальной культуры личности), процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве с позиций эстетического идеала, участвовать в созидании».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Современные процессы модернизации начального образования ориентируют на создание условий для формирования целостного восприятия художественно-образной картины мира и эстетически развитой личности младших школьников. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования делается акцент на формирование эстетических потребностей, ценностей, развитие эстетических чувств, понимания и сопереживания чувствам других, эмоционально-нравственной отзывчивости. В научной литературе достаточно полно освещены различные аспекты эстетического воспитания. В работах Ю.В. Борева, А.И. Бурова, Э. А. Верба, А.Н. Зиминой, Д. Б. Кабалевского, Б.Т. Лихачева, Л.П. Печко, В.А. Разумного и др. выявляются специфика и сущность эстетического воспитания, его основные принципы, формы и методы.

Анализ программ по эстетическому воспитанию позволяет утверждать, что образовательные программы, разработанные для детей младшего школьного возраста Н. А. Ветлугиной, Э. Н. Горюновой, Д.Б, Кабалевским, А.А. Мелик-Пашаевым, Б.М. Неменским, О.С. Нечаевой, М.В. Петровой и др. выступают как прием, помогающий освоению конкретного вопроса или темы, что способствует привнесению в образовательный процесс эмоциональной окраски, а так же глубокому выявлению специфических особенностей изучаемого материала и разных видов искусств.


Сущность эстетического воспитания и особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте

Эстетическое воспитание - одна из важнейших и необходимых сторон воспитания, поскольку обращено к душе человека, его чувствам, эмоциям. Чувства выступают как важнейшая сфера личностного проявления человека. В педагогической литературе сущность эстетического воспитания учащихся рассматривается как «целенаправленный процесс «перевода» эстетической культуры общества на уровень эстетической культуры личности (и процесс обратного обогащения общества уникальной культуры личности), процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве с позиций эстетического идеала, участвовать в созидании».

Под эстетическим воспитанием в широком смысле понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка, как в эстетическом плане, так и в нравственном. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально – психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю.

Эстетическое воспитание пробуждает и развивает чувство красоты, облагораживает личность. Человек, чуткий к красоте, испытывает потребность строить свою жизнь на её началах. Красота вызывает в нём светлую радость, создает радостное, торжественное настроение. Эстетическое воспитание затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений, способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.

«Конечная цель эстетического воспитания – это гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства» (М.М.Рукавицин).

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства. Эстетическое воспитание как бы пересоздает личность, по-новому структурируя душу и мировоззрение, в то же время, становясь заключающим звеном формирования личности, ”суммирующим” ее, объединяющим в единую целостность. Становясь сам субъектом культуры, человек проявляется при этом во всей полноте, многогранности, неповторимости своей личности. Насколько естественной и истинной является потребность человека в красоте, настолько же естественна и истинна его потребность в творчестве, творческом самовыражении, самореализации. Кроме того, только творческое поведение в нашем изменчивом мире и может считаться подлинно адекватным поведением, обеспечивая человеку возможность адаптации к новым реалиям бытия.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности дошкольника, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте ребенок часто интуитивно тянется и к добру; с первых лет жизни он неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным. Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Эстетическое образование, приобщение дошкольников к сокровищнице мировой культуры и искусства - все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Занятия как организационная форма обучения дают возможность планомерно и систематически воздействовать на формирование художественного вкуса и заинтересованного отношения ребенка к материалу и самому учебному процессу. Причем речь идет не только о музыке, рисовании, поэзии, но и о занятиях по развитию речи, ознакомлению с общественными явлениями, природой и т. д. Это воздействие достигается использованием материала, самим ходом процесса обучения и его оборудованием.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

Эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

Художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве знаний, ценностных ориентации, вкусов;

Эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

Воспитание творческих потребностей и способностей.

Школьникам доступны все виды художественной деятельности: составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.

Таким образом, формирование эстетической культуры личности тесно связано с существующей системой эстетического воспитания и зависит от конкретных форм и методов, которые применяет общество в его целенаправленном развитии. Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.

Пути и средства эстетического воспитания младших школьников

Формирование творчески активной личности, отмеченной в требованиях ФГОС, невозможно без развития способности воспринимать и оценивать прекрасное в природе, жизни, социуме, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

Эстетическое воспитание ребенка, начинается с момента его рождения. В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. "Только тогда красота, в созидании которой ребенок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом".

Для практики художественного воспитания должно быть характерно сочетание форм и методов, обеспечивающих эстетическое восприятие и включающих учеников в активную эстетическую творческую деятельность, обогащающую чувства, идеалы и вкусы. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботиться и о развитии его эстетической восприимчивости и умении на переживания, получаемые от общения с искусством. Эстетическое чувство есть основа добра и нравственности, которое обогащает развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у школьников.

Задачи эстетического воспитания можно условно разделить на две группы - приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая - самого включения в эстетическую деятельность, которая предполагает активное участие каждого школьника в созидании прекрасного. Решение этих задач способствует развитию эстетического отношения к действительности, критериями уровня и динамики эстетического восприятия является адекватность воспринимаемого объекта; соотношение интеллектуального и эмоционального.

«Чувство изящного, - писал В.Г. Белинский, - есть условие человеческого достоинства... Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума, остается один «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма».

В школе должно обращаться внимание на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.

Фактор эстетического развития личности - эстетизация быта - выделяется в работах А.С. Макаренко, Г.С. Лабковской, К.В. Гавриловец и др К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитание школьников». "Эстетика школьного быта - это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а, следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги.

Одним из таких факторов является эстетизация среды, отмеченная в работе Г.С. Лабковской. Главная задача эстетизации среды обитания по ее мнению сводится к "достижению гармонии между создаваемой человеком "второй природой" и естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания органически связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества - проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее красоты - это главное, чему должна научить школа".

Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор эстетического воспитания. Здесь существенное влияние на детей оказывает непосредственно личность учителя. Как отмечает К.В. Гавриловец: "В своей работе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них "нравственно-эстетический критерий достоинства человека".

Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления.

Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. В этом смысле к важным источникам эстетического опыта детей относится и искусство, так как: "Искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании".

Реализация эстетического воспитания на уроках художественного цикла

В свете внедрения ФГОС возросло внимание к проблемам эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества.

Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. Эстетические чувства проявляются в самых разнообразных формах. Источниками чувств прежде всего являются произведения искусства: литература, живопись, музыка и другое. И именно посредством искусства осуществляется передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях.

Эстетическое воспитание и образование начинает играть особо важную роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития. Эстетическое начало пронизывает все стороны жизни учащихся, играет огромную роль в процессе их обучения. В начальной школе существует целый ряд учебных предметов эстетического цикла: изобразительное искусство, музыка, хореография. Кроме этого, эстетическое воспитание осуществляется и на других уроках. Например, на уроках чтения дети знакомятся с художественными произведениями. Учеников захватывают поступки героев, они с волнением следят за их жизнью, восхищаются ими, сопереживают. Книга открывает перед детьми одну из страниц культуры человечества, пробуждает воображение, познавательный интерес, развивает ум.

В задачи эстетического воспитания входит также выработка у учащихся умение отличать действительно художественные произведения от различного рода подделок в искусстве, развитие у них нетерпимого отношения к уродливым явлениям в окружающей жизни, к некрасивым поступкам. Очень важно, чтобы в процессе эстетического воспитания развивалось умение понимать и переживать прекрасное не только в природе и искусстве, но и в поступках людей, в их взаимоотношениях.

Способность искусства вызывать у человека эстетические эмоции и доставлять эстетическое наслаждение делает его особенно эффективным и незаменимым средством эстетического воспитания. Музыкальное искусство в первую очередь воздействует на чувственную сферу человека, на его эмоции. Через чувство музыка оказывает безусловное влияние на конкретные поступки, действия, на формирование мироощущения и мировоззрения человека.

Большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству.

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее развитие.Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать.

Урок музыки имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. По результатам исследований дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте - лирические и спокойные произведения и песни. Это означает, что у младших школьников я развиваю способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему. Слушая народную и классическую музыку они осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают народную мелодию, переживания простого русского народа, восхищаются природой.

Познания детьми выразительных возможностей народной музыки представлены в мотивах, мелодиях, подражающих реальному звучанию окружающего. Знакомя детей с народной музыкой, обязательно раскрываю художественный образ, добиваюсь того, чтобы он дошёл до внутреннего мира каждого ребёнка, прививаю любовь к родной природе. Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков. Очень любят дети небылицы, в которых развиваются события совершенно нереальные. Они развивают у ребёнка чувство юмора, а также логическое мышление. Знакомство с традициями и историей народной музыки обуславливает творческий, познавательный, духовно-нравственный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей и его результативность.

Эстетическое воспитание школьников непростая, но очень важна задача, которую ставит перед учителями ФГОС. На уроках изобразительного искусства выполнить эту задачу поможет, наряду с прочими способами, правильный выбор и применение наглядных пособий. Ведь именно наглядные пособия, создают зрительный ряд, который помогает настроить детей на восприятие новых знаний о мировой культуре, наследии Родного края, на высокий уровень сознания, связанный с пониманием духовной связи прошлых и нынешних поколений людей, проявляют близость учеников с национальной культурой, поднимают уровень их гражданской ответственности.

Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. Таким образом, можно сделать вывод, что формировать в детях эстетическое отношение к действительности наиболее эффективно можно в общеобразовательной школе на уроках художественного цикла.

Роль эстетических мотивов в экологическом воспитании

Богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдений, воображения дает природа. На протяжении всей истории своего существования человек не только осваивал природу, но и учился понимать и чувствовать её.

Будучи социальным по своей сути, отношение человека к природе носит и познавательный характер. Человек способен откликаться на красоту не преобразованный природы и понимать её. Любование природой, так глубоко переданные И. Левитаном, А. Куинджи, Г. Нисским в пейзажной живописи, И. Тургеневым, Л. Толстым, К. Паустовским в литературе, глубоко и поэтически раскрывает этот мир, без которого эстетический вкус не может быть полным.

Из всего многообразия проявления эстетического красота природы наиболее близка и понятна человеку. Ребенку и взрослому присуще интуитивные стремления к близости с природой, выделение в ней прекрасного, поэтичного.

Природа – это все естественное многообразие окружающего мира. Природа родного края кажется человеку самой красивой, будь то тундра, горы, пустынная степь.

«Зовите меня ваpваpом в педагогике, - писал К.Д. Ушинский, - но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что пpекpасный ландшафт имеет такое огpомное воспитательное влияние на pазвитие молодой души, с котоpым тpудно сопеpничать влиянию педагога» .

Пpимеpно также считали и дpугие известные педагоги - Б.Е. Райков и В.А. Сухомлинский. Роль эстетических мотивов в экологическом воспитании очень велика, однако недоучитывается как деятелями пpиpодоохpаны, так и педагогами. Беда нынешнего обучения охpане пpиpоды в том, что оно дает знания, но не затрагивает сердца. В экологическом обpазовании и воспитании подменять чувственность инфоpматизмом все pавно, что заставлять pебенка хлебать холодную кашу с комками. Hедаpом многие совpеменные школьники не любят читать Туpгенева и Бунина потому, что у них «слишком много описаний пpиpоды». Мода на pазличные «деловые» игpы pазвивает лишь всезнайство и pационализм, подавляя у детей естественные эмоции. Тpудно пpивить детям любовь к пpиpоде на совpеменном школьном уpоке биологии.

Российский психолог В.А. Ясвин, проведя многочисленные исследования, делает очень важный вывод: «с одной стороны, школьники предрасположены именно к эстетическому типу деятельности, направленной на природные объекты, но, с другой стороны, у них не сформирована в достаточной степени технологическая и психологическая вооруженность соответствующими умениями, попросту говоря, они не приучены и не обучены эмоционально-эстетически взаимодействовать с природой» .

Если для эстетического оценивания искусства дети должны обладать знанием аpтистических тpадиций и стилей, то для эстетического оценивания пpиpоды они должны иметь знания о pазличных пpиpодных сpедах, системах и их элементах. Так же как человек, pазбиpающийся в искусстве, подготовлен к эстетическому оцениванию искусства, дети, pазбиpающиеся в экологии, будут более чувствительны к оцениванию кpасоты пpиpоды. Дpугими словами, нужно стpемиться, чтобы дети оценивали кpасоту пpиpоды не только используя все свои чувства, но также мысль, знание и вообpажение.

Воспитание «культуpы чувства пpиpоды» необходимо пpоводить комплексными меpами, а не одним-двумя из пеpечисленных. Так, «эпизодическое обpащение учителей литеpатуpы к сpедствам пpиpоды пpи фоpмиpовании эстетического воспpиятия пейзажа может дать лишь вpеменные и кажущиеся успехи воспитания и обучения. Пpобужденные в отдельных пpогулках интеpесы к кpасоте пpиpоды не могут быть долговечными, если они не подкpепляются новыми актами эстетического познания» .

Реализация эстетического воспитания на уроках математики

Эмоционально-выразительное изложение материала учителем, красивые записи на доске, побуждение учащихся к логически стройным суждениям и ответам на вопросы при проверке знаний также имеют немаловажное значение для формирования эстетической культуры. Уместно в этой связи привести мысль Аристотеля: «Математика выявляет порядок, симметрию, определенность, а это важнейшие виды прекрасного». Такие «виды прекрасного» необходимо осознавать и раскрывать каждому учителю по своему предмету. Обучение математике приобрело ряд нетрадиционных функций, одной из которых является эстетическая функция. Чувство прекрасного можно и необходимо развивать не только на уроках музыки,изобразительного искусства, но и на уроках математического цикла.

По мнению Н.И. Киященко, эстетическое воздействие на человека начинается с возникновения у него эстетических эмоций,благодаря которым человек запоминает нечто приятное, красивое.Эмоции могут быть прекрасным средством обучения, отмечает А.Н. Малюков, фиксируя поступающую информацию в образно-эмоциональной памяти ребёнка и выступая как регулятор деятельности. При выделении эстетического потенциала начального курса математики следует отметить признаки эстетической привлекательности математики: упорядоченность; гармония частей и целого;сведение сложности к простоте; неожиданность, оригинальность; соотетствие математического объекта его стандартному, стереотипному образу; стройность математических рассуждений; наглядность; обобщённость математических конструкций; значимость и универсальность математических фактов (М.Я. Антоновский, В.Г. Болтянский, Г. Биркгоф,Г.В. Дорофеев, М.А. Родионов,Г.И. Саранцев, А.О. Пуанкаре).

Таким образом, уроки математики эстетической направленности способствуют формированию положительного отношения учащихся к школе,познавательного интереса к новомуматериалу, развитию умения строить логичные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, эстетическое отношение к действительности. Выпускник начальной школы получает возможность осваивать универсальные учебные действия.

Литература:

1.Кольнинг А.А. Акварельная живопись.- М., 2000.

2.Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства.- М., 2004.

3.Коротеева Е.И.Азбука аппликации. –М.,2009.

4.Кузин В.С. Изобразительное искусство.- М., 2005

5. Кузьмищева М.А. Динамика представлений об эмоциях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста[Текст]: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - М., 2002. - 21 с.


Проблема воспитания эстетических чувств волнует философов, психологов и педагогов со времен Платона и Аристотеля. Вплоть до наших дней представления о сущности воспитания эстетических чувств, его задачах, цели постоянно изменялись. Эти изменения о сущности воспитания эстетических чувств и способствовали появлению науки эстетики.

Термин "эстетика" происходит от греческого aisthetikos чувствующий, чувственный. Согласно толковому словарю Ожегова "эстетика - философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвящённое исследованию идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе, в жизни" . Эстетика философская дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Эстетика ориентирована на выявление общих понятий о чувственном восприятии выразительных форм реальности, может являть собой систему взглядов на искусство. В широком смысле это общее понятие о строении произведений искусства, процессе художественного творчества и восприятия, художественно-конструкторской деятельности вне искусства (дизайн, промышленность, спорт, мода), общие понятия эстетического восприятия природы .

Научить человека эстетическому, чувственному восприятию природы, окружающей действительности, произведений искусства призвано эстетическое воспитание. Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание".

В философском словаре эстетическое воспитание определяется как "формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Искусство понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности" .

Педагогика рассматривала вопросы эстетического воспитания личности с точки зрения интеграции эстетической культуры в общую культуру человека и предлагала различные трактовки и подходы к созданию системы эстетического воспитания. Значительный вклад в разработку теории и практики внесли такие советские педагоги, как А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др. Они пропагандировали систематическое развитие органов чувств и творческих способностей воспитанников в процессе творческой деятельности. Это дает им возможность наслаждаться красотой и создавать ее.

Педагог-просветитель С.Т. Шацкий, работая над системой эстетического воспитания, внес значительный вклад в развитие теории воспитания различными видами искусства. Уделял большое внимание внешнему выражению внутренних переживаний ребенка (танцу, музыке, слову). В трудах В.Н. Шацкой, которая развивает идеи С.Т. Шацкого, прослеживается мысль о том, что эстетическое воспитание позволяет "воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в окружающей действительности, в общественных отношениях, в природе и произведениях искусства. Это воспитание способности любить и ценить прекрасное и уметь отличать его от ложно-прекрасного" .

В деятельности В.А. Сухомлинского вопросы эстетического воспитания занимали важное место. Он считал, что интеллектуальное развитие человека невозможно без тонкости чувств, переживаний, эмоционально-эстетического отношения к окружающим и к самому себе. Размышляя о целях эстетического воспитания, он писал: "Для меня главной была установка на воспитание способности эмоционально относиться к красоте и потребности впечатлений эстетического характера. Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом" .

В следующие годы над проблемами эстетического воспитания работали такие ученые, педагоги, психологи как Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, М.М. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др. Они определили и конкретизировали принципы, функции, содержание и формы эстетического воспитания и образования, связь эстетического воспитания с творческой деятельностью, на основе которой развивалась современная система эстетического воспитания.

Интересными представляются взгляды А.А. Мелик-Пашаева. Он призывает понимать под эстетическим воспитанием не развитие у школьника отдельных качеств и способностей, а становление целостной личности на основе ее эстетического опыта. Так, он пишет, что "понятие "эстетическое воспитание", с одной стороны, связано в нашем сознании с искусством, с другой предполагает что-то более широкое, не специальное, всеобщее по своему значению" . То есть, за всяким фактом творчества в любом виде искусства особое отношение человека к жизни не к искусству, а именно к "действительности, еще не преобразованной ничьим художественным творчеством".

Это особое отношение человека к действительности и следует называть эстетическим отношением, и воспитывать в учащихся с первых лет обучения.

Эстетическое отношение к жизни, в силу своей универсальности, потенциально свойственно каждому человеку, характеризует его как личность в целом и не предполагает обязательной причастности к искусству как профессии. Однако это качество является психологической первоосновой художественно-творческой одаренности человека. Оно ведет человека в искусство, к художественному освоению мира, находит в нем свое наиболее полное выражение. Отсюда художественная культура человечества является концентрацией эстетического отношения человека к миру. Поэтому именно приобщение к искусству является наиболее эффективным средством привития каждому человеку эстетического отношения к жизни.

По мысли педагога-исследователя А.А. Мелик-Пашаева, развитое эстетическое отношение к действительности - это неисчерпаемый источник художественных содержаний. Оно мотивирует человека к постоянному сохранению и разделению с другими людьми того видения очеловеченного мира, которое открывается благодаря непосредственному переживанию единства и родства с ним а тем самым выразить свою собственную неотчужденность от окружающей действительности. А для этого необходимо создать чувственно воспринимаемый образ (живописный или словесный, музыкальный или пластический), адекватный данному содержанию .

Это придает особый характер всем психическим процессам: пробуждает и стимулирует работу воображения, которое выступает, как способность создать образ, выражающий необразное содержание эстетического переживания, тем самым вообразить его; придает избирательную направленность восприятию, памяти; сообщает творческий характер тем специальным знаниям, умениям и навыкам, которыми человек обладает, и побуждает вырабатывать новые, поскольку они необходимы для воплощения замыслов, и т.д. Такое понимание эстетического отношения позволяет обосновать понятие общих художественных способностей, главнейшей из которых является эстетическое отношение к действительности, представляющее собой как бы единый корень всех видов художественного освоения мира. То есть, эстетическое отношение к миру это художественное в каждом человеке и общечеловеческое в профессионале-художнике .

В настоящее время исследование вопросов эстетического воспитания продолжается в трудах отечественных педагогов и психологов, таких как В.Н. Клепиков, А.А. Адаскина, Т.И. Пагута, И.М. Мамедова. Они говорят о эстетическом воспитании, как о целенаправленном и систематическом процессе позитивного воздействия на личность ребенка. К тому же, в последние годы значительно возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности . Эстетическая культура является одним из важнейших факторов социального развития, фактором совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.

Как отмечает И.М. Мамедова, кандидат педагогических наук, эстетическое воспитание - это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве .

Доктор педагогических наук Г.А. Петрова дает определение эстетическому воспитанию как системы: "Эстетическое воспитание - система, направленная на всестороннее формирование и развитие личности, под влиянием совокупности эстетических воздействий, осуществляемых последовательно и в тесной связи с другими сторонами воспитания" .

Интерес для нашего исследования составляют взгляды В.Н. Клепикова, ведущего научного сотрудника Института социальной педагогики Российской академии наук.

В.Н. Клепиков рассматривает эстетическое воспитание как составную часть эстетического образования: "Эстетическое образование (в широком смысле) включает в себя и обучение, и развитие, и воспитание. Благодаря обучению, учащиеся осваивают систему эстетических знаний (понятия, значения, законы, принципы и т.п.). В ходе воспитания эти знания насыщаются эстетическими смыслами и перерастают в ценности, значимые для внутреннего мира учащегося. В процессе развития ценностно-значимые знания распределяются, комбинируются и проектируются в соответствии с возрастом учащегося в зоне их ближайшего восхождения и в соответствии с выбранным личностным идеалом или идеалами" .

Определение, данное В.Н. Клепиковым, мы выразили схематично (рис.1).

Рис.1. Эстетическое образование

Нужно отметить, что на сегодняшний день накопился значительный опыт психолого-педагогических исследований, которые доказывают необходимость и возможность эстетического воспитания личности.

Рассмотрев и проанализировав взгляды различных мыслителей на эстетическое воспитание личности, можно отметить такие важные положения, как: постоянный интерес со стороны ученых к вопросам эстетического воспитания; значимость систематического взаимодействия детей с преподавателем, произведениями искусства, природой; понимание под эстетическим воспитанием не развитие у школьника отдельных качеств и способностей, а становление целостной личности на основе ее эстетического опыта; включение эстетического воспитания в понятие эстетического образования . При этом эстетическое образование рассматривается как способ приобщения человека к эстетической культуре.

В современном школьном образовании нередко отождествляют эстетическую культуру и художественную культуру. Однако их следует различать. Данные понятия имеют разные объемы. Понятие эстетической культуры шире понятия художественной культуры, поскольку включает в себя кроме ценностей искусства еще и эстетические проявления реальной жизни людей во всех нехудожественных сферах их деятельности. Художественная культура берет во внимание все то, что связано с миром искусства, а эстетическая культура берет во внимание проявления реальной и повседневной жизни людей. При этом художественная культура - высший этап развития эстетической культуры, закономерно венчающий ее .

Формирование эстетической культуры начинается с первых дней жизни человека и продолжается на протяжении всей его жизни. Вслед за В.П. Клепиковым можно схематично представить основные уровни становления эстетической культуры (рис.2).

Рис.2. Основные уровни становления эстетической культуры

Школьник может остановиться на первом уровне общего эстетического образования, но может продвигаться дальше, развивая свой творческий потенциал для создания собственных эстетических и художественных продуктов.

Таким образом, эстетическое воспитание сегодня можно понимать, как необходимую составляющую эстетического образования человека, позволяющего повышать уровень эстетической культуры, которая необходима для целостного становления и гармоничного развития личности. На это направлена система эстетического воспитания в школе.

Для успешного формирования эстетической культуры учащихся, на которую направлен процесс эстетического воспитания в школе, необходимо соблюдать основные требования:

- определение компонентов эстетической культуры личности (эстетического восприятия, чувства, оценки, вкуса, потребности, деятельности) становится основой для выявления педагогических средств их развития;

- в процессе развития компонентов эстетической культуры личности младшего школьника, учитываются особенности возраста (наглядно-образное мышление, высокая эмоциональная восприимчивость, гибкость воображения, предрасположенность к творчеству);

- выбор содержания, методов, средств обучения младших школьников, которые являются факторами формирования у детей способности чувствовать и воспринимать эстетические ценности .

Что касается первого требования, то эстетическая культура включает в себя:

1. эстетические ценности, которые осваиваются в процессе обучения, воспитания и развития;

2. эстетические установки и потребности (способности, восприятие, переживание, отношение, чувство, вкус, оценка, идеал);

3. целенаправленную деятельность и творчество (переоткрытие прежних и создание новых эстетических и художественных ценностей в различных видах человеческой деятельности, в том числе в искусстве);

4. образовательное пространство, способствующее погружению учащегося в "мир эстетики" (атмосфера, среда, аура, обстановка, окружение) .

Данные компоненты следует учитывать, выстраивая систему эстетического воспитания школьников.

Второе требование учитывается при подборе предметов искусства для восприятия, составления заданий, стимулирующих эмоциональные переживания, способствующих развитию воображения, творческих способностей. "С психологической точки зрения младшие школьники очень эмоциональны и очень отзывчивы на любые проявления прекрасного и безобразного. Он отличается поразительной целостностью сознания, которое не отделяет его от мира, не противопоставляет его миру, не знает субъектно-объектной рефлексии. Ребенок оказывается художником по строю своей души. Поэтому важно использовать эмоциональную отзывчивость ребенка для его эстетического и этического развития" .

Согласно третьему требованию система эстетического воспитания младших школьников должна строиться на интересном для этого возраста содержании, включать в себя действенные методы и средства обучения с точки зрения привития эстетических ценностей, выработки эстетических установок и потребностей, включения детей в творческую художественную деятельность, насыщая при этом образовательное пространство предметами искусства.

Вслед за А. Дубасенюк, мы считаем, что "система эстетического воспитания это целенаправленный, организованный процесс художественно-эстетического образования, развития, воспитания детей, построенный на основе совокупности методологических принципов, психолого-педагогического обоснования методических документов, обеспечивающих осуществление в неразрывной связи с эстетическим воспитанием личности, ее моральное и трудовое развитие". Мы согласны с А. Дубасенюк, что функционирование системы эстетического воспитания эффективно будет осуществляться тогда, когда она будет действовать не изолированно, а включаться в комплекс всей учебно-воспитательной работы и осуществляться под целенаправленным педагогическим руководством .

Подтверждение комплексного подхода к эстетическому воспитанию младшего школьника мы находим у Б.М. Неменского, который отмечал, что "система эстетического воспитания и развития личности будет работать эффективнее, если она будет, прежде всего, единой и объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника" .

К особенностям выстраивания такой системы для младших школьников можно отнести:

1. Встраивание эстетического воспитания в процесс интенсивного формирования отношений учащегося к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности.

Научить ребенка видеть прекрасное вокруг себя, в произведениях искусства, в природе это значит положить задел долгосрочному процессу эстетического воспитания личности. Именно с этого и начинают педагоги начальной школы, заинтересованные в выращивании поколения, трепетно относящегося к красоте .

2. Согласование эстетического воспитания с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

Для младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино. Огромное влияние на эстетическое развитие личности младшего школьника оказывают поэтические и кинематографические произведения.

Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. "Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках" .

3. Систематическое воздействие на эмоциональное отношение младшего школьника к миру. Ребенок, получающий на первой ступени эстетического образования систематические духовно-нравственные, художественные и эстетические представления, даже если он потом не станет музыкантом, художником, литератором, на всю жизнь приобретет гибкость мышления, открытость миру прекрасного, доброту, восприимчивость к нравственным ценностям.

4. Единство всех предметов, внеклассных занятий, общественной жизни младшего школьника с точки зрения эстетической значимости. Не смотря на то, что в ФГОС НОО эстетическое воспитание школьников заложено на уроках изобразительного искусства, обучать детей восприятию произведений искусства, окружающей действительности и быта можно и на других уроках. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. Мы уверены, что каждый предмет в школе может эстетически воспитывать. "Любой урок, в котором все органично, целесообразно и гармонично, эстетичен" . И в достижении этой цели учителю помогают информационно-коммуникационные технологии. С их помощью учитель может познакомить учащихся с произведениями архитектурного, художественного и музыкального искусства, которые находятся в разных уголках планеты, совершить с ребятами путешествие вокруг света и показать им всю необъятную красоту природы и окружающей действительности.

Чтобы добиться желаемых результатов, учителю приходится пробовать, экспериментировать, искать что-то новое инновационное. Ему самому просто необходимо меняться, повышать свой уровень эстетической культуры, заняться эстетическим самовоспитанием, расширять круг своих интересов, свой кругозор "залогом к достижению учителем высокого эстетического уровня взаимодействия с учащимися служит собственный достигнутый уровень эстетической культуры" . Таким образом, можно сделать вывод, что период младшего школьного возраста значим тем, что эстетические взгляды, идеалы, познавательные интересы, а также целостное отношение к миру у обучающихся находятся в процессе становления и поддаются воздействию педагога. Кроме этого, учащиеся в младшем школьном возрасте эмоционально восприимчивы и отзывчивы, что является основанием привития нравственных, духовных ценностей через переживание красоты, неповторимости мира. Учителям в школе следует находить возможность воспитания обучающихся эстетически в рамках любого предмета, а также во внеучебной деятельности способствуя выработке целостного эстетического отношения к действительности. Педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека. Ведь именно в раннем школьном возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

“Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически”.
Фридрих Шиллер

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности, творчески реализующей свои способности, знания, навыки, умения, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности, в частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь предвидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельными;
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Что нужно изменить в школе (в преподавании предмета, в организации учебной и внеурочной работы), чтобы воспитывать у учащихся желаемые качества?

Итак, в школу пришел ребенок. Новый заманчивый мир открывается перед ним. Каждый день - это приобщение к открытию, это обогащение ума, чувств, воспитания воли и характера.

Как пройдут его школьные годы? Каким он станет человеком?

Считаю, что если школа выпустит не очень грамотного человека – это полбеды, а если из стен выйдет выпускник бездушный, черствый к чужой боли, не умеющий понимать и сострадать – это беда, поэтому большое значение уделяю не только обучению, но и воспитательной работе с учениками раскрытию духовного потенциала личности.

Проблема развития духовной культуры общества на современном этапе стоит чрезвычайно остро, и в связи с этим возникает необходимость обращения школы к эстетическому воспитанию как к важнейшему средству раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его всестороннего развития.

В пору, когда размыты общественные идеалы, исключены из учебных программ произведения, героями которых были корчагины и молодогвардейцы, Учитель берет на себя смелость и огромный труд неустанно разъяснять детям, “что такое хорошо и что такое плохо”

Современная педагогическая наука предоставляет учителю большое многообразие путей в достижение поставленных целей. На чем остановить свое внимание? Какая из них более всего подходит к вашим условиям? Вот те вопросы, которые неизбежно возникают перед педагогом, решившим нарушить старые устои.

Поиски ответов на эти вопросы заставили меня обратиться к изучению одного, на мой взгляд, важного направления в развитии личности – эстетическому воспитанию школьников.

Я уверена в том, что в реализации этих целей ведущая роль принадлежит эстетическому воспитанию.

Тема “Эстетическое воспитание младших школьников ” представляет немалый интерес для исследования.

Цель: Выявить и развить способности учеников, формировать духовно богатую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными базовыми знаниями, способную адаптироваться к условиям новой жизни .

Достижение этой цели я вижу через решение следующих задач:

  • Рассмотрение различных способов осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании, а именно в эстетическом воспитании.
  • Помочь каждому ученику найти свою “экологическую нишу”, оценить свои возможности, знания, способности, - оценить себя и стать увереннее.

Алгоритм исследования данной проблемы:

1. Ознакомление с теорией вопроса

  • Изучение и анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме.
  • Ознакомление с состоянием практики решения данной задачи.
  • Выявление основных проблем данной темы.

2. Поисковая работа

  • Изучение опыта работы учителей, работающих по данной проблеме.

3. Практика исследования данной темы.

  • Внедрение достижений педагогической науки и практики в образовательный процесс.
  • Анализ литературы и исследовательская работа, которую я проводила по данной теме, помогли мне выработать собственное мнение и добиться определенных результатов в своей работе.

Определяющим фактором эстетического воспитания и развития ребёнка является искусство.Использование его в качестве средства воспитания глубоко оправдано, так как искусство по самой своей природе обладает большими воспитательными возможностями и ни с чем не сравнимо по силе воздействия на растущего человека.

Искусство обладает уникальной способностью формировать и разносторонне развивать личность, влиять на духовный мир человека в целом.

Это мощное средство формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей

Теория и практика показывает, что младший школьный возраст - особый период детства, которому свойственна эмоциональность, развитое образное мышление, творческое воображение, он является сенситивным для физического, психического, личностного развития детей, что во многом предопределяет будущий облик человека.

Искусство - это тот мир, в котором дети чувствуют непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, развить свои художественные и музыкальные способности.

Кроме вышеуказанных эстетических функций искусство, с точки зрения психологов, обладает большим оздоровительным потенциалом.

В связи с этим возрастает необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания в начальной школе.

Практика показывает, что для достижения вышеуказанных целей недостаточно школьных предметов эстетического цикла. Поэтому я обратилась за помощью в школу искусств. Преподаватели музыки и изобразительного искусства откликнулись на мою просьбу. И вот с 1991 года мы работаем в тесном контакте. Дети набираются в первый класс по желанию и заявлению родителей, независимо от их способностей. Одновременно они зачисляются в школу искусств в подготовительный класс. В течение года во второй половине дня первоклассники занимаются музыкой и художественным творчеством. Все занятия проводятся в здании школы, преподаватели сами приходят к ним. Это тоже очень удобно. Занятия по музыке включают в себя хор, индивидуальные занятия по вокалу, специальность (фортепиано). А занятия по изобразительному искусству охватывают живопись, декоративно-прикладное искусство, рисунок, композицию.

Педагоги ставят цель: у всех детей развивать музыкальные и художественные способности, вызывать и поддерживать желание выражать себя в музыке и художественной деятельности, выявить талантливых детей. А вдруг природа одарила ребенка способностями, о которых никто не догадывается.

Занятия проходят в атмосфере взаимопонимания, непринужденности, дружелюбия, уважения к каждой личности индивидуально. Учитывается принцип постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям каждого ребенка.

Дети получают эмоциональный заряд, радость общения, становятся увереннее в себе, всесторонне развиваются. В конце первого класса проводится общее родительское собрание совместно с преподавателями школы искусств, где, учитывая желания детей, родителей, а также рекомендации педагогов, дети определяются на фортепианное или художественное отделение школы искусств для более углубленного изучения того или иного предмета эстетического цикла.

Но при этом, "художники" продолжают петь в хоре (1 час в неделю), а "музыканты" продолжают рисовать (1 час в неделю).

С целью педагогического контроля, координации деятельности работающих педагогов и родителей, приходилось первые 4-5 лет посещать все эти занятия, наблюдать и делать выводы. Дети преображаются на глазах. В результате общения с музыкой им передается ее настроение и чувства: радость и тревога, сожаление и грусть, решительность или нежность. В этом сила психологического воздействия музыки. Благодаря музыке развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Занятия по музыке формируют музыкальные сенсорные способности, вокально-хоровые навыки, вырабатывают слуховое внимание, учат вслушиваться и различать звуки по высоте, силе, длительности, сопоставлять и сравнивать их. Дети упражняются в восприятии метроритма. Ритм рисунка показывается хлопками, шагами. Индивидуальные занятия по обучению детей игре на музыкальных инструментах требуют от них особой сосредоточенности. Действительно, музыка дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве. Она помогает регулировать эмоциональное состояние. Устраняет дисгармонию окружающего мира. В мире музыки ребенок получает заряд положительных эмоций, "гармонирует" свой внутренний мир.

Особо хочется сказать о хоровых занятиях. Систематические занятия по хору помогают формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. Такой вывод я сделала в результате наблюдений за изменением в физическом состоянии учащихся. Голосовой аппарат приобретает также жизненно важные качества, как неутомимость и выносливость. Физическая природа детей за счет этого укрепляется (в зимнее время было зафиксировано снижение количество простудных заболеваний).

Огромную роль играет хоровые занятия на развитие органов дыхания. Известно, что от навыков певческого дыхания зависит качество голоса, его сила. Этот навык развивают с первых занятий. Механизм дыхания, закрепляясь в сознании ребенка, переходит в привычку. Поскольку певческое дыхание представляет собой своеобразный массаж внутренних органов. Систематическое его использование благоприятно влияет на укрепление общего психофизического состояния неокрепшего, растущего организма ребенка.

Очень нравятся детям занятия по художественному творчеству, где они реализовывают свои способности с наибольшей полнотой. С детства на нас обрушивается поток визуальной информации (движение света, цвета, формы). Очень важно еще в детстве научить человека художественному видению, которое дает ему возможность осмысливать образы действительности.

Художественный вкус поможет сделать среду своего обитания более эстетичной. И, соответственно, привнести в свой мир радость и гармонию. Особенно это важно для детей. В нашей жизни, где много нестабильного, им необходимо создать психологический комфорт. Иначе они не смогут нормально развиваться.

Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, общении с другими. В процессе занятий он каждый раз ищет свое решение, находит способ своего выражения. Задания требуют от ребенка определенных усилий и напряжения сознания. Награда за это - создание собственного мира, в котором ребенок будет хозяином. Это повышает его самооценку, поднимает его жизненный тонус.

Я уверенна, такая целенаправленная работа по эстетическому воспитанию дает положительные результаты, и я хочу продолжить творческий поиск по данной проблеме.

Опыт показывает, если создать для всех детей благоприятные условия, то можно быть уверенным в том, что каждый из них будет успешно осваивать доступный ему опыт эстетической деятельности.

Пусть мои воспитанники не станут профессиональными музыкантами и художниками, но даже само приобщение к искусству, к прекрасному возвышает детей, повышает их интеллект, делает их духовно богаче, чище, добрее, а также здоровее.

Для себя я сделала следующие выводы: лишь увлеченный делом может увлечь других, научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Вся педагогическая практика- процесс творческий, и от того, как ты подходишь к этому процессу, зависит и результат.

А результаты говорят сами за себя.

  • 1 место - Ильясова Э. - за работу "Память" на III открытом республиканском конкурсе детского творчества
  • 1 место - Хазиев М. - на районном конкурсе "Музыкальная капель"
  • Сайфутдинова Г. - лауреат и дипломант районных, республиканских, Всероссийских музыкальных конкурсов. III место по вокалу - на Всероссийском конкурсе "Роза ветров" (г. Нефтекамск).
  • В мае этого года Хазиев М. и Сайфутдинова Г. прошли прослушивание и приглашены на учебу в Республиканское училище имени Нуримана Сабитова (г. Уфа).

Пусть мои воспитанники не станут музыкантами и художниками, но даже само приобщение к искусству, к прекрасному возвышает детей, повышает их интеллект, делает их духовно богаче, добрее, а также здоровее.

И тут нельзя не вспомнить замечательные слова писателя – гуманиста Ф.М.Достоевского о том, что “красота спасёт мир”.

Литература

1.Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985

2. Основы эстетического воспитания / Под. Ред. И.А. Кушаева. М., 1986

3. ТретьяковаЗ.И., Аничкин С.А. Подготовка учителя к эстетическому воспитанию: Методическое пособие. Свердловск, 1985

4. Верб М.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя/Проблемы эстетического образования/ Свердловск, 1981

5. Краткий словарь по эстетике. М., 1983

6. Неменский Б.М.Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М., 1987

7. Структура и уровни эстетического сознания. /Редкол. : Е.И.Крупник, В.Ф. Козьмин, Л.П.Печко. –М., 1982

8. Педагогическая энциклопедия. М., 1993

9. Столович Я.Н. Жизнь – творчество – человек. Функции художественной деятельности. М., 1985

10.Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. ЦГЛ “РОН”, 2002

11. Щацкая В.М. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975

Статьи по теме: