Метод моделирования как средство развития речи. Использование наглядного моделирования как средства развития связной речи у детей

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Красивая, правильная речь- залог успешного обучения. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Поэтому задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем:

Односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

Бедность речи. Недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;

Плохая дикция;

Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.

Практическая значимость работы заключается в том, что представленный материал, поможет решить проблему речевой недостаточности дошкольников, и доведение её до нормы, определённой для каждого возрастного этапа.

Ожидаемый результат: в результате применения метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи, у детей заметно улучшится качество речи, расширится словарный запас, появится уверенность в себе.

При внедрении данного метода в образовательный процесс, дети успешнее осваивают знания об особенностях природы, об окружающем мире, эффективней запоминают структуру рассказа, воспроизводят информацию. Наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описывать предмет по основным признакам, действиям; рассказывать о животном, об игрушке; составлять сюжет по картинке, разворачивать его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача облечена в игровые ситуации, в которых отчётливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей. Таким образом, специальные занятия, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития.


Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Такие авторы как, Эльконин, Венгер, Егорова считают целесообразным применение наглядного моделирования т.к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Венгер, Дьяченко специалисты по моделированию выделили 3 этапа:

1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.

2. Составление модели педагога совместно с детьми.

3. Самостоятельное составление моделей.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. Овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.

Важно выбрать оптимальную форму деятельности, которая может обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их умственное развитие. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. Развитие будет происходить только в тех случаях, когда ребёнок оказывается в ситуации наличия - именно для него - познавательной задачи и решает её. Очень важно, чтобы эмоциональное отношение было связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации, возникающей в результате игрового или символического обозначения. Для этого целесообразно проводить познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций, задач-загадок, какого-либо сказочного или познавательного материала, связанного одним сюжетом, куда вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления.

Монологическая речь требует внутреннего ее планирования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями, но в, то, же время говорить эмоционально, живо, образно. При обучении детей построению развёрнутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец), представление о связях между предложениями и структурными частями высказывания. Именно этот показатель (средства связи между предложениями) выступает как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания.

По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказываний: описание, повествование, рассуждение.

Описание - это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему.

Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, их собственные рисунки или замыслы, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний поможет сформировать у ребёнка элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.

Повествование - это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Основное назначение повествования - передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события.

Структура повествования более жесткая, чем в описании, так как перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествования - это начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка).

Важная роль в построении повествования отводится обучению детей разным способам организации зачинов (слова однажды, как-то раз, может быть указано место и время события).

Работа над формированием представлений о структуре повествовательного текста развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в словесное творчество.

Рассуждение - это текст, включающий причинно - следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно содержит в себе тезис, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.

Структура рассуждения, как и описания, не является жёсткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении могут доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщённый.

Необходимо особенно подчеркнуть важность развития у ребёнка умений логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, а эти умения развиваются в таком типе текста, как рассуждение.

Обучение составлению текстов разных типов осуществляются в таких формах работы, как беседа, анализ собственного и чужого текста, составление плана и рассказ по нему, использование схемы текста и разного рода упражнения.

Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года.

Схемы и модели служат дидактическим материалом в работе педагога по развитию связной речи детей. Использовать их следует для:

Обогащения словарного запаса;

При обучении составлению рассказов;

При пересказах художественного произведения;

При отгадывании и составлении загадок;

При заучивании стихов

Работа с использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой проводится в два этапа.

На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения. Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Работа по обучению пересказывания русских народных сказок начинается с трёх лет. Разыгрываются с заместителями такие сказки, как «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя». Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, используются разные наглядные модели.

Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. При разыгрывании сказки «Репка» нужен кружок желтого цвета (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми обсуждается, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки. До проведения занятия Настя Ш. на вопрос: «Кого надо пригласить, если Жучка не сможет вытянуть репку?» ответила: «Медведя, он сильный», то после занятий по моделированию ответила, что надо пригласить кошку, то есть ответ соответствует логике сказки.

После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж. К сказке «Заюшкина избушка» нужны круги: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

Иногда на занятиях или в организованной деятельности используется цветовая символика, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный - тёмными. В сказке «Иван Царевич», Баба Яга или Злой Волк обозначаются чёрным кругом, а Добрый Молодец - белым.

Детям предлагается от имени художника дорисовать картину. На листе бумаги схематично изображён человечек. Дети придумывают про человечка, а воспитатель должен зарисовывает всё, что дети предлагают. После окончания изобразительной части работы, предлагается задание: придумать про мальчика любую историю. Позже даются задания: придумать домик и того, кто в нём живёт и рассказать, что с ним однажды случилось; а также про цветок и бабочку, поезд и котёнка, грузовую машину и др.

Когда дети научились работать с предметами-заместителями и чётко соблюдать последовательность действий сказки, детям даются кружки индивидуально и не по одному кружку, а для начала по два - три разных цветов. И уже недостаточно просто назвать, на кого или на что они могут быть похожи, а надо придумать, кто это такие и что с ними однажды случилось, что помогает им анализировать основные события и связь между ними.

Опираясь на опыт ведущих педагогов при организации занятий по наглядному моделированию стали использоваться схемы, таблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогли детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

Строение рассказа;

Последовательность рассказа;

Лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

При организации работы по ознакомлению детей с объектами и явлениями природы с помощью схематических изображений (схем, таблиц-опор, планов-схем) с целью обучения составлению описательных рассказов, дети заметили и стали выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы.

Наглядное моделирование в данном случае явилось тем специфическим средством, которое, позволило упорядочить разрозненные представления и впечатления, научило анализировать, выделять существенное, научило наблюдательности и любознательности.

Так же для того, чтобы повысить интерес к изучаемым материалам, для усвоения принципов замещения и для развития воображения детям предлагалось задание придумать рассказ, используя ленту-схему. На ленте-схеме, расположенной горизонтально или вертикально, изображаются по порядку символы обозначающие:

Вниманию детей могут предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно варьировать материал, добавляя обозначения какого-либо признака.

I вариант.

Воспитатель предлагает кому-то из детей выбрать животного, которого нужно будет зашифровать. Ребёнок (или несколько детей по очереди) выбирает карточки-символы, отображающие отличительные признаки данного объекта (сезона). Затем выкладывает их перед остальными детьми, и они отгадывают объект (сезон).

II вариант.

Кому-то из детей предложить отвернуться, а остальные дети сообща выбирают объект (сезон), который хотят зашифровать и раскладывают карточки-символы с соответствующими ему признаками. Вернувшемуся ребёнку предлагается отгадать кто (что) зашифрован.

III вариант.

Воспитатель называет или показывает объект (сезон) и выкладывает карточки-символы с соответствующими признаками, но здесь специально допускает ошибку. Дети должны исправить её.

IV вариант.

Воспитатель называет признаки объекта (сезона), дети схематично зарисовывают их. Затем, глядя на свои рисунки, отгадывают зашифрованный объект (сезон).

Для уточнения, закрепления знаний о сезонных изменениях в природе, жизни животных и растений в разное время года большую помощь в работе оказывают упражнения типа:

«Когда это бывает» - детям показываются схематичные изображения изменений в природе в разное время года, дети называют сезон;

«Рассели жителей» - воспитатель сообщает, что художник нарисовал дома для каждого из сезонов, но никак не может расселить их обитателей (сезонные изменения в природе). Детям предлагается помочь ему.

Изучая тему «Домашние и дикие животные» детям предлагалась игровая ситуация: Незнайка запутался и никак не может различить диких и домашних животных. Необходимо отобрать схематичные изображения отличительных признаков и подложить их к соответствующему животному (дикому или домашнему). Далее предлагается задание на развитие воображения: представьте себя каким-нибудь диким (домашним) животным и теперь посмотрите вокруг: что вы можете увидеть? Потом даётся задание на развитие мышления. Детям предлагается карточка с 5-6 окошечками, где располагаются схематично изображённые признаки диких животных, и здесь же среди них в каком - либо окошечке один кружок лишний, относящийся к домашнему животному. Детям необходимо закрыть лишний, ненужный признак.

У многих детей при заучивании стихотворений возникают трудности. Для решения проблемы были разработаны модельные схемы. Использование моделирования облегчило и ускорило процесс запоминания и усвоения текстов, сформировались приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминали картинку, а потом припоминали слова.

Воробей

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая

Чил, чив, чил!

А.Барто

Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Заключение
Одно из важнейших средств развития речи является наглядное моделирование.

Анализ методической литературы по рассматриваемой проблеме показал, что при использовании моделей и схем для развития связной речи детей среднего возраста устанавливаются предпосылки к обучению и определяются условия для организации планомерного образовательного процесса.

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

В посвященных развитию связной речи исследованиях Е.И.Тихеевой отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения как на занятиях, так и вне занятий – в повседневной жизни.

В результате работы по развитию связной речи, можно придти к выводу, что использование наглядного моделирования на занятиях по развитию речи является важным звеном в развитии связной речи детей. На каждом возрастном этапе у детей формируются:

Умение грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли;

Умение пересказывать небольшие произведения;

Совершенствование диалогической речи;

Умение активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

Умение описывать предмет, картину;

Умение драматизировать небольшие сказки;

Воспитывать желание говорить как взрослый.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в саду осуществляется во всех видах деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов.


Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.

1. Рассматривание мнемотаблицы

2. Перекодирование информации.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

3. Воспроизведение таблицы по памяти.

Заучивание стихотворения П.Воронько “Пирог”

Отгадывание мнемозагадки.


Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

1. Рассматривание мнемотаблицы.


3. Рассматривание мнемотаблицы.

4. Составление рассказа о зиме логопедом.

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости

Н.Нищева “Ёлочка”



ДЕД МОРОЗ

Работа с мнемотаблицей на слово “весна” .

1. Перекодирование информации по данной таблице.

Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти

Заучивание стихотворения “Весна – красна” .



3. Отгадывание загадки детьми.

4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.

Есть слово маленькое, ласковое – листочек.

Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.

Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).

Есть слово, когда листья падают – листопад.

Есть слово-дерево – лиственница.

Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).

Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.

1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы.

Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.

2. Ответы на вопросы по содержанию текста:

Что делает весной солнце?

Как солнце весной светит и греет?

Что делают ручьи?

Какие изменения происходят на реках?

Что такое проталины?

Как называются самые первые цветы?

Что сделали насекомые?

Что можно сказать про вербу?

3. Повторное чтение рассказа.

4. Пересказ текста детьми своими словами.

Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.

1.Рассматривание мнемодорожек.

2.Составление предложений по мнемодорожкам.

Весной солнце часто появляется на голубом небе.

Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.

Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.

Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.

3.Рассматривание мнемотаблицы

4.Составление рассказа о весне логопедом.

Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.

Воробей

Воробей с березы


На дорогу прыг
Больше нет мороза
Чик-чирик.
Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения. Основные функции воображения - преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.

При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок можно использовать карты Проппа

Замечательный фольклорист В.Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Этих функций - 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.

Основных, главных функций Пропп выделил 20. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми.

Целесообразность карт Проппа


  1. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.

  2. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.

  3. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
Подготовительные игры

Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:


  • «Чудеса в решете» - как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);

  • «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);

  • «Заветные слова» - попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);

  • «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;

  • «Что общего?» - сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»);

  • «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);

  • «Хороший - плохой» - выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий;

  • «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры - осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции: «запрет - нарушение закона».
Придумайте два предложения, можно из разных сказок, главное, чтобы они соответствовали сути функций.

Запретила сестрица Аленушка пить братцу водицу из копытца;

А собака свое: «Тяф! Тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут!».

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Речь - великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»

Р. Эмерсон.

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  1. во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  2. во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  3. в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".

Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.

Что же делать?

Как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы ?

Что же такое модельные схемы?

Это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования.

Что же такое моделирование?

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.

Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.

Моделирование достаточно распространено в различных областях научного знания, в том числе в специальной педагогике, которая разрабатывает теоретические и практические, аспекты образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии. Следовательно, моделирование в специальной педагогике представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких либо явлений, предметов или систем объектов. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия.

Метод наглядного моделирования

Использование метода наглядного моделирования дает возможность:

  1. самостоятельного анализа ситуации или объекта;
  2. развития децентрации (умения менять точку отсчета, делать централизованной);
  3. развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  1. пересказ;
  2. составление рассказов по картине и серии картин;
  3. описательный рассказ;
  4. творческий рассказ.

Элементы модели

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  1. геометрические фигуры;
  2. символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  3. планы и условные обозначения, используемые в них;
  4. контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры , своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов .

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

  1. предметные картинки;
  2. силуэтные изображения;
  3. геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Применение метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Пересказ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

  1. усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
  2. формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
  3. передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п.

Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки педагогом.

Пиктогра́мма - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т.д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

Рассказ по сюжетной картинке

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

  1. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  2. определение взаимосвязи между ними;
  3. объединение фрагментов в единый сюжет.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Рассказ – описание пейзажной картины

Особым видом связного высказывания являются рассказы - описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

  1. выделение значимых объектов картины;
  2. рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
  3. определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
  4. объединение мини-рассказов в единый сюжет.

“Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания , когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

Сравнительное описание предметов

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

  1. принадлежность к родовидовому понятию;
  2. величина;
  3. цвет;
  4. форма;
  5. составляющие детали;
  6. качество поверхности;
  7. материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
  8. как он используется (какую пользу приносит)?
  9. за что нравится (не нравится)?

По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

Творческий рассказ

Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.

Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:

  1. угадывание эпизода по демонстрации действия;
  2. рассказывание по демонстрации действия взрослым;
  3. Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
  4. ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается взрослым;
  5. взрослый предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
  6. конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
  7. ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;
  8. и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Творческая сказка по силуэтным изображениям

Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Взрослый задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели - обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее заместитель.

Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется взрослым, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.

Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:

  1. пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;
  2. творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.

Представленные приемы работы позволят повысить эффективность речи дошкольников, могут быть использованы в работе с детьми как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.


Пояснительная записка

Актуальность

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста

Цель методического пособия: использование метода наглядного моделирования в процессе формирования связно речи дошкольников.

  1. Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности.
  2. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  3. Развивать умение наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах части и признаки.
  4. Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.

Научное философское обоснование

Исследование влияния обучения на умственное развитие ребенка занимает важное место в детской психологии и дошкольной педагогики. Эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от её содержания и средств. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я Гальперин, В. В. Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия.

При экспериментальном обследовании дошкольников (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, Д. Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Соответствие современным достижениям педагоги

Материал соответствует требованиям примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Методическим рекомендациям к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, научно-методической литературе по развитию речи Бородич А.М., Соловьевой О.И., Федоренко Л.П., Сохина Ф.А., Алексеевой М.М.

Преемственность

Методическое пособие учитывает уровень развития детей со средней группы. Существует связь между возрастными группами. В каждой возрастной группе идет усложнение материала.

Методы, приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности:

  • пересказ;
  • рассказ по сюжетной картине;
  • рассказ – описание;
  • логопедическая сказка;
  • сравнительное описание предметов;
  • фрагментарное рассказывание по пейзажной картине;
  • творческий рассказ;
  • творческая сказка по силуэтным изображениям.

Формы работы

  • занятия, часть занятия;
  • чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры, кроссворды;
  • наблюдения;
  • упражнения лексико-грамматические, эмпатические;
  • технические средства обучения (аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения);
  • элементы драматизации;
  • дидактические игры.

Условия реализации

Реализация данного пособия предполагает осуществление специально организованных занятий, его части.

Большая роль в реализации данной работы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми вне занятий.

Назначение

Пособие предназначено воспитателям ДОУ и родителям. Рассчитано на детей 4 – 7 лет.

Предполагаемый результат

Эффективность проведенной работы подтверждают следующие результаты:

  1. Дети стали более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы.
  2. Научились проявлять творческую активность, самостоятельность.
  3. Научились обследованию предметов, выделению их основных признаков.
  4. Научились составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.
  5. У детей улучшилась память, внимание стало более устойчивым.

Практическая часть

С 3–4 лет можно начинать разыгрывать сказки с помощью наглядного моделирования, что позволяет как бы немного «отодвинуть» эмоции ребенка и обратить его внимание на строение сказки. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогают установить смысловые связи между ними.

Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, необходимо, чтобы дети прослушали выразительное чтение сказки, ответили на вопросы, разыграли сюжет в настольном театре или по ролям, рассмотрели иллюстрации. Только после этого с помощью наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно анализировать содержание текста, выделять наиболее существенное.

В дальнейшем это поможет им самостоятельно понять любое художественное произведение, выразительно и последовательно рассказать о прочитанном и услышанном.

Наиболее простой вид наглядных моделей – модель сериационного ряда. Она может представлять собой постепенно увеличивающиеся полоски разной длины или кружки разной величины.

Разыгрывание сказки «Репка».

Модель: вырезанный из желтой бумаги кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей.

Первый этап: выразительное чтение сказки, обсуждение с детьми, кого из героев сказки будет заменять та или иная полоска.

Второй этап: по мере прочтения сказки, дети раскладывают заместители в нужном порядке.

Рисунок 1

Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки. Интересно, что если до проведения таких занятий большинство детей на вопрос «Кого надо пригласить, если мышка не поможет вытянуть репку?» – отвечали: «медведя, он сильный», то после моделирования большинство детей стали отвечать, что надо пригласить муху или комара, то есть дети начали следовать логике сказке.

Двигательное моделирование.

Разыгрывание сказки «Лиса, заяц и петух».

Модель: круги одинакового размера, но разных цветов: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

На столе декорации, вырезанные из бумаги: домики, лисы и зайца, елочки.

Рисунок 2

Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и т.д.)

Сочетание оба вида моделирования.

Разыгрывания сказки Л. Толстого «Три медведя».

Модель: три круга: большой, средний и маленький.

Рисунок 3

Дети вспоминают сказку и решают, какому медведю, какой круг подходит. Затем воспитатель начинает рассказывать сказку, а дети указывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.

При проведении таких занятий особенно важно, чтобы дети понимали принцип замещения, поэтому до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Дети могут использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг красного цвета будет обозначать Красную шапочку). Если брать за основу соотношение величин героев (например, в сказке «Теремок»), тогда заместителями будут полоски разной длины. Возможно также использование символики цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный – темными.

Нужно научить дошкольников не просто играть с предметами – заместителями, а четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет им анализировать основные события и связи между ними. В этом случае дети будут делать не то, что им хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи – показать основные действия и события сказки. Так постепенно закладываются элементы произвольных действий.

В 5–6 лет в работе с детьми используются временно-пространственные модели (блоки-рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки). Этот вид моделей позволяет понять, основную последовательность событий сказки.

Вариант модели русской народной сказки «Крошечка – хаврошечка».

Рисунок 4

Такая модель обязательно составляется вместе с детьми. Сначала обсудите, с чего начинается сказка, кто герои, как их обозначить. В качестве заместителей можно использовать схематические изображения фигурок, цветные круги, палочками разной длины. Постепенно заполняются все рамочки. Важно, чтобы их не было слишком много и они действительно соответствовали бы основным событиям произведения. Затем, глядя на модель, ребята пытаются пересказать сказку.

В 6–7 лет, когда дети научились составлять и использовать при пересказе подобные модели, можно предложить им самостоятельно и моделировать сказки и истории. Начинать лучше с небольших историй, которые можно сочинять самостоятельно. Или можно использовать короткие рассказы, например В. Сутеева. В этом случае воспитатель читает сказку или историю и просит детей составить «подсказку» к ней. Дети самостоятельно придумывают заместителей для персонажей сказки, мысленно делят ее на отдельные существенные эпизоды и рисуют модель на листе бумаги цветными карандашами или фломастерами. Задача – помочь детям проанализировать составленную модель оценить точность деления на отдельные эпизоды, проследить, чтобы в ней были представлены основные события произведения.

Пример. Составление «подсказки» к такой истории: «Жила-была девочка. Звали ее Таня. Однажды осенью выдался солнечный, ясный день. Тане очень захотелось пойти погулять в лес. Надела она свое любимое синее пальто, голубой беретик, взяла корзиночку и пошла. Шла она, шла, вдруг слышит, кто-то плачет. Посмотрела, а там медвежонок в яму провалился. Помогла Таня ему выбраться, и медвежонок позвал ее в гости. Побывала Таня в гостях в лесной избушке, а потом они вместе с медвежонком играли, бегали, веселились. А когда Тане пришла пора возвращаться домой, медвежонок подарил ей грибок, да не простой, а волшебный. Стоило Тане в руке его взять и шляпку повернуть, как тут же перед ней появлялся ее друг медвежонок. Таня пришла домой и положила грибок на самое видное место. С тех пор она часто виделась со своим другом».

Рисунок 5

Итак, моделирование, с одной стороны, помогает детям понять и воспроизвести текст художественного произведения, а с другой – развивает умственные способности, поэтому к концу дошкольного возраста дети начинают самостоятельно строить пересказ без предварительного моделирования, который становится более точным, последовательным и полным.

МБДОУ «Детский сад № 57» комбинированного вида

Консультация по теме:

«Моделирование как средство развития связной речи дошкольников»

Подготовила: воспитатель Воробьева Е.П.
1 кв.категория

г.Дзержинск

2014 г

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

К.Д. Ушинский

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются интеллектуальные и практические действия.

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения .

Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

По мнению Л.А.Венгера, «Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности». Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

«МОДЕЛИРОВАНИЕ» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

«МОДЕЛЬ» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

Взрослый не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и обучает способам обследования, наблюдения, умению выделять суть, устанавливать взаимосвязи. Процесс познания мира не прост для ребёнка и успешно помогают, являются очень полезными в этом процессе опорные схемы, символы, наглядные модели, обозначающие явления и объекты.

В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Оно происходит с помощью:

  • опорных схем,
  • мнемотаблиц,
  • пиктограмм,
  • предметных картинок.

Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует развитию мышления ребёнка: схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений по какому-либо характерному признаку, приучают детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счёте развивается речь ребёнка: обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи.

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора), значки машин и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Для активизации умственной работы детей можно использовать различные виды моделей, придерживаясь ряда требований к ним:

Аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;

Доступность для познания;

Расчленённость элементов объекта;

Обобщённость.

Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности :

  1. замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);
  2. использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет);
  3. построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет).

Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Схемы, символы, модели - это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Они должны "рождаться" на глазах детей в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Моделирование рекомендуется использовать при чтении художественной литературы . Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. Читаемый ребенку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных - условными). При чтении произведений замещёнными объектами становятся их герои (люди, звери, гномы, волшебники), а также предметы, с которыми они взаимодействуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача - научить ребёнка правильно использовать заместители . Замещение основывается на одном различии между персонажами (крокодил - зелёный кружок, солнце - жёлтый) или двух (волк - большой серый кружок, заяц - маленький белый кружок). Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребёнку взрослый. От ребёнка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой - солнышко.

Первоначально число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем можно вводить лишние кружки, чтобы ребёнок выбирал нужные. Когда выбор освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. Например, в сказке « Колобок » колобок - жёлтый кружок, волк - серый, медведь - коричневый, лиса - оранжевый. В сказке « Волк и козлята » волк - большой серый кружок, коза - большой белый, козлята- маленькие белые. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз . В зависимости от того, насколько ребёнок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

При знакомстве со сказкой « Рукавичка » можно выбрать заместители не по цвету, а по величине. В центр прикрепить бумажную рукавичку, в угол семь полосок разной длины, ребенок подбирает заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: маленькая полоска - это мышка, полоска побольше - зайчик, самая большая - медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступает наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).

При пересказе сказки « Заюшкина избушка » можно предложить детям использовать для моделирования заместители - круги разного цвета и размера, затем договориться, какой заместитель будет соответствовать герою сказки. В ходе обсуждения ставить перед ребенком проблемные вопросы.

Для зайца круг выбрали белый. Почему? Круг по размеру должен быть какой - большой, средний или маленький? Средний - потому что заяц среднего размера по сравнению с волком и лисой.

Лиса - какой круг, почему? (Оранжевый.)

Волк - какой круг, почему?

Медведь - коричневый, почему?

Последний из героев - петушок может вызвать затруднение, каким цветом его обозначить? На помощь прочитать стихотворение, где о петушке говорится, что у него красный гребешок, красная бородушка, красные сапожки. Совместно с ребенком принять решение, что петушок будет красного цвета.

«Но на столе остались еще два круга - голубого и коричневого цвета. Почему? Потому что есть еще две избушки: лубяная или деревянная - значит коричневого цвета, и ледяная - значит, голубого. А лес... Как думаешь, каким цветом мы его обозначим? Зеленым. Почему?»

Таким образом, ребенок сам составит сказку, заменив ее персонажей, на геометрические фигуры. Будет очень интересно!

Так можно использовать схемы для пересказа и рассказывания. В начале схема может быть подробной, но когда ребенок будет очень легко справляться с заданиями, необходимо постепенно схемы сокращать, чтобы ребенок мог проектировать свой рассказ. Сами схемы можно рисовать вместе с ребенком и тут же предложить ему объяснить, что нарисовано, догадаться по знакомым символам.

Важную роль в развитии связной речи детей играют дидактические игры на описание предметов: «Скажи, какой», «Кто больше узнает и назовёт», «Угадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек». Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию детей высказывать своё мнение; формируют умение связно и последовательно описывать предмет.

Дидактические игры на формирование представлений о последовательности действий персонажей путём разгадывания соответствующих картинок-схем: «Расскажи сказку по картинкам», «Скажи, что сначала, что потом», «Я начну, а ты закончишь», «Кто знает, тот дальше продолжает». Такие игры способствуют связному рассказыванию, последовательному описанию сюжета произведения.

Для формирования понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т.е. строится по определенной схеме, можно использовать игры: «Кто знает, тот дальше продолжает», «Свари компот», «Готовим винегрет», «Начинаем дежурить». К этим играм дается схема высказывания, а дети «наполнят» ее различным содержанием. Совместно составленный рассказ закрепить повторяющимися вопросами, чтобы дети смогли выделить основные связи между его частями, например: «Куда пошла козочка? Почему закричала козочка? Кто ей помог?» Такие игры учат детей: рассказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.

Таким образом, использование наглядного моделирования заметно облегчает детям овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели сериационного или двигательного типа помогают ребёнку определять главные структурные компоненты текста при пересказах.

Усвоение дошкольниками различных форм символизации и приемов наглядного моделирования помогают ребенку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.


Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.). Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.


Исходя из этого, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для них так же характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.












Мнемотехника.Схемы и мнемотаблицы В наше время часто мы сталкиваемся с тем, что детям не под силу составление рассказов глядя только на картинки и вот здесь появляется необходимость использования мнемотехники. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. С помощью мнемотехники решаются следующие задачи: Развивать связную и диалогическую речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу. Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).


Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Мнемотаблицы и схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их использую для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах, при заучивании стихов.


Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Использование схем оказывает существенную помощь детям при составлении таких рассказов. Это могут быть готовые схемы, а можно составить их самостоятельно.




Пересказ. Пересказ - вид работы ребенка, средство развития речи на основе образца. Оно состоит в передаче ребенком содержания прочитанного текста. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.




Такие мнемотаблицы можно подготовить к любому рассказу самостоятельно. Ниже приведу пример. Сосна Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шашками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке, большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шиш­ки. С пакетом шишек они спешат домой.






Стихотворения. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На сегодняшний день существует огромное количество готовых мнемотаблиц и иллюстраций к стихам, рассмотрим некоторые из них.








Так же можно просто нарисовать иллюстрацию к стихотворению (это должна быть подробная иллюстрация). Стихотворение В. Авдиенко "Осень" Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди и нет просвета. Затерялось где-то лето. Ходит осень, бродит осень. Ветер с клёна листья сбросил. Под ногами коврик новый, Жёлто-розовый - кленовый.


Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что наглядное моделирование, а конкретно мнемотехника является действенным методом в обучении детей. И чем раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, используя данный метод, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.



Статьи по теме: